Фрагмент для ознакомления
2
Задачи
Прочтите ситуацию. Разговор с отцом.
Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель крупной фирмы, говорит в ответ на советы педагога: Поймите, у меня сложная работа, она имеет значение не только в масштабах города, но и страны. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил: — Я делаю все, что от меня зависит. У сына мощный компьютер с выходом в Интернет, большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и другим странам... водили по музеям... Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.
Задача № 1
Сформулируйте варианты педагогических задач с позиции учителя-предметника, классного руководителя, родителей.
Варианты педагогических задач с позиции учителя-предметника:
изменение отношения к процессу обучения;
формирование мотивации, интереса к предмету;
задача на педагогическое стимулирование;
усиление самоконтроля.
Варианты педагогических задач с позиции классного руководителя:
проведение педагогической диагностики;
задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия;
переориентация негативного поведения ученика;
согласование поведенческих воздействий с родителями.
Варианты педагогических задач с позиции родителей:
создание благоприятных условий для роста и развития ребенка;
устранение дефицита общения с сыном;
обучение самовоспитанию;
задача стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий и принятия ответственности за свои поступки.
Задача № 2
Определите виды этих задач (оперативные, тактические, стратегические) и предложите их решения.
Оперативные задачи и их решение:
задача на педагогическое стимулирование – стимулирование в учебном процессе к самостоятельным суждениям и положительная их оценка; поощрение к участию в выполнении различных задач;
задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия – выбор метода педагогического воздействия, наиболее соответствующего педагогической ситуации;
усиление самоконтроля – побуждение к выдержке и проявления вежливости в отношениях с одноклассниками и преподавателем;
обучение самовоспитанию – приведение примеров, например, связанных проявлениями чувства самообладания, дисциплинированности, ответственности и т. д.
Тактические задачи и их решение:
формирование мотивации, интереса к предмету с помощью создания ситуаций выбора, которые приводят ученика к успеху; использование заданий творческого характера активизирует его учебную деятельность;
проведение педагогической диагностики – выявление жизненной позиции ученика; выявление характера взаимоотношений в классном коллективе;
устранение дефицита общения с сыном: отец становится помощником, участником совместных дел; проведение совместного семейного досуга;
задача стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий, и принятия ответственности за свои поступки – привлечение ребенка к обсуждению семейных проблем, делегирование полномочий и поручений и поощрение.
Стратегические задачи и их решение:
изменение отношения к процессу обучения с помощью требований в косвенной форме (подавая пример), предложений творческого характера, установки шефства приводит к превращению сложных и трудных обязанностей в источник радости, их выполнение становится осмысленным и творческим, сопровождается положительными эмоциями;
переориентация негативного поведения ученика – делегирование ответственности за выполнение отдельных поручений педагога; переключение негативных проявлений поведения в нужное, полезное русло; требование взаимопомощи в учебном классе приводит к самодисциплине и оптимизации отношений внутри коллектива;
согласование поведенческих воздействий с родителями – организация психолого-педагогического всеобуча родителей средствами психологического просвещения в области закономерностей развития ребенка (консультации, беседы, рекомендации к прочтению научной и методической литературы по психологии детей);
создание благоприятных условий для роста и развития ребенка: принятие ребенка таким, каков он есть, признание его права быть не
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
2. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
3. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебник / П.И. Пидкасистый. - М.: Академия, 2012. - 368 c.
4. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.